МЕМОРАНДУМ об основных принципах и направлениях развития здравоохранения России в новых экономических условиях, 9 октября 2009 г. г. Екатеринбург
МЕМОРАНДУМ
об основных принципах и направлениях развития здравоохранения России в новых экономических условиях
9 октября 2009 г. г. Екатеринбург
Участники III Международного медико-экономического форума "Здравоохранение России в новых экономических условиях. Эффективные механизмы реализации стратегических и тактических решений",
проанализировав современное состояние здравоохранения в России,
обсудив предложения по разработке и внедрению эффективных механизмов реализации стратегических и тактических решений, направлений развития здравоохранения на основании обобщения и систематизации российского и международного опыта,
придавая большое значение вопросу создания благоприятных условий для оптимальной реализации предпринимательского ресурса для обеспечения инновационной стратегии развития здравоохранения,
сознавая высокую ответственность перед пациентами, профессиональными медицинскими ассоциациями, другими институтами гражданского общества и государством,
поддерживая инициативу Общественной Палаты Российской Федерации о создании Национальной медицинской палаты, призванную сыграть роль системного интегратора врачебного сообщества России,
подтверждая актуальность Меморандума об основных принципах и направлениях развития, принятого участниками I Международного форума "Развитие рынка медицинских услуг в России. Роль частной системы здравоохранения", для современного этапа развития здравоохранения России,
принимают настоящий Меморандум, в котором определяют основные принципы и направления развития здравоохранения России в новых экономических условиях
Основные принципы развития здравоохранения России в новых экономических условиях
Участники Форума считают, что основными принципами развития здравоохранения России в новых экономических условиях являются:
- принцип системности, согласно которому государственная, муниципальная, частная системы здравоохранения, находясь в отношениях и связях друг с другом, образуют в качестве подсистем определенную целостность, единство - национальную систему здравоохранения России;
- принцип взаимосвязи государственного регулирования, сорегулирования, саморегулирования, которые, действуя в виде дополняющих друг друга механизмов, обеспечивают надлежащее функционирование национальной системы здравоохранения;
- принцип приоритета прав гражданина, пациента и потребителя медицинских услуг;
- принцип многообразия источников оплаты медицинской помощи (медицинских услуг), обеспечивающий необходимое разнообразие и устойчивость материальных ресурсов здравоохранения;
- принцип эффективности, содержание которого составляет оценка качества и доступности медицинской помощи (медицинских услуг) для всех граждан России;
- принцип комплексного нормирования медицинской деятельности на основе сбалансированности технических, правовых и моральных норм;
- принцип непрерывности профессионального развития врача, ориентированного на достижение высокого уровня клинического мышления, правосознания и биоэтического сознания;
- принцип автономии врача, сущность которого заключается в свободе принятия профессиональных решений врачом, являющегося основным гарантом реализации прав пациента и потребителя медицинских услуг;
- принцип гармонизации профессиональных стандартов, клинического и инновационного мышления врача при сохранении ключевой роли врача в лечебно-диагностическом процессе;
- принцип обязательности учета индивидуальных особенностей и условий течения заболевания у пациента при проведении контроля качества медицинской помощи (медицинских услуг);
- принцип государственно-частного партнерства по всем направлениям развития здравоохранения России.
Основные направления развития здравоохранения России в новых экономических условиях
1. Реализация инвестиционных проектов в здравоохранении должна быть направлена на:
- сохранение, воспроизводство и приумножение человеческого капитала;
- повышение безопасности, качества и доступности медицинской помощи;
- оптимизацию бюджетных расходов на здравоохранение;
- создание современной инфраструктуры здравоохранения;
- развитие государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;
- достижение и поддержание высокого социального статуса работников здравоохранения.
2. Государственно-частное партнерство в здравоохранении необходимо развивать по всем направлениям (оказание медицинской помощи; развитие медицинских инноваций; медицинское образование; развитие медицинской и фармацевтической промышленности) с использованием широкого спектра различных правовых конструкций ГЧП:
- закупка и поставка товаров (работ, услуг) для государственных нужд;
- концессионные соглашения;
- контракты по созданию и дальнейшей эксплуатации медицинских учреждений;
- совместное финансирование проектов;
- соглашения о разделе продукции;
- арендные договоры с инвестиционными обязательствами;
- договоры о совместной деятельности;
- создание открытых акционерных обществ.
3. Стратегическим направлением развития здравоохранения России в новых экономических условия следует признать создание медицинских саморегулируемых организаций, призванных обеспечить:
- профессиональную автономию врача;
- разработку правил и стандартов профессиональной деятельности;
- мониторинг правил и стандартов профессиональной деятельности;
- контроль за соблюдением правил и стандартов профессиональной деятельности врача, кодекса профессиональной этики врача;
- поддержку непрерывного профессионального развития врача;
- содействие страхованию профессиональной (гражданской) ответственности врача (медицинской организации) и формированию компенсационных фондов;
- создание и организацию деятельности третейского суда;
- лицензирование медицинской деятельности.
4. Тактические решения о формировании и направленности финансовых потоков для оплаты медицинской помощи (медицинских услуг) должны приниматься с учетом приоритетных целей, объема и сочетания средств:
- бюджета;
- государственных внебюджетных фондов;
- добровольного медицинского страхования;
- взаимного страхования;
- благотворительных взносов и пожертвований (целевой капитал);
- юридических лиц (работодателей);
- физических лиц (личные денежные средства гражданина).
5. Важными направлениями информатизации российского здравоохранения является разработка и развитие информационно-коммуникационных медицинских систем на глобальном, региональном и локальном уровнях, использование электронного паспорта здоровья, внедрение электронного документооборота.
6. С целью обеспечения нанотехнологических разработок в медицине и трансфера их в клиническую практику большое значение имеет создание с участием государственных корпораций "Ростехнологии" и "Российская корпорация нанотехнологий" открытого акционерного общества "Наномедицина".
7. Для совершенствования российского законодательства следует внести изменения в:
- Федеральный закон от 29 ноября 2007 № 286-ФЗ "О взаимном страховании" в аспекте расширения объектов взаимного страхования и снятия ограничений по численности физических и юридических лиц, которыми может быть создано ОВС;
- Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 30 декабря 2006 № 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" в аспекте наделения учреждения правом собственности на целевой капитал, что позволит лечебно-профилактическим учреждениям существенно расширить возможности комплексного подхода к финансовому обеспечению своей деятельности;
- Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 в аспекте снятия необоснованных ограничений правоспособности субъектов частной системы здравоохранения в проведении биомедицинских исследований.
Высказать свое мнение >>>