Итоговый пресс-релиз V Съезда некоммерческих организаций России
ИТОГОВЫЙ ПРЕСС-РЕЛИЗ
V Съезда некоммерческих организаций России
"Мы будем и дальше поддерживать некоммерческие организации. В такие НКО, как правило, объединяются люди, остро чувствующие свой гражданский долг, понимающие, как много значат милосердие, внимание, забота, доброта. Надо использовать их предложения и опыт, в том числе при реализации социальных инициатив"
В.В. Путин, из Послания Федеральному собранию РФ 4 декабря 2014 года
Делегаты V Съезда некоммерческих организаций России
поддержали курс Президента РФ, а также высказались за консолидацию
третьего сектора, исключение его дискриминации в социальной сфере,
снятие организационных и административных барьеров,
обеспечение равного доступа к финансовым ресурсам
2-5 декабря 2014 года в Москве в Российской государственной библиотеке состоялся
V юбилейный Съезд некоммерческих организаций России. В мероприятиях приняли участие 1 279 делегатов из 77 субъектов РФ, а также зарубежные официальные делегации и гости из Казахстана, Армении, Узбекистана, Белоруссии, Молдавии, Украины, США, Канады, Франции, ФРГ, Швеции, Швейцарии, Великобритании и других стран.
Съезд некоммерческих организаций России - крупнейшее, проверенное временем, событие в котором ежегодно участвуют представители наиболее авторитетных некоммерческих организаций, органов государственной власти, социально ответственного бизнеса, российских и международных институтов, общественности.
Проходивший в течение четырех дней Съезд включил в себя 30 мероприятий различного формата (пленарно-конгрессную часть, конференции, круглые столы, секции, семинары, мастер-классы, форсайты, а также рабочие совещания органов гос. власти, 4 церемонии награждения, экскурсионно-культурную программу и др.), более 100 выступлений и лекций. Все мероприятия и докладчики были подобраны с учетом пожеланий и предложений делегатов Съезда.
Главными организаторами юбилейных мероприятий выступили Общероссийский совет некоммерческих организаций и Российское Агентство развития информационного общества (РАРИО). Мероприятия прошли при участии Совета Федерации ФС РФ, Государственной Думы ФС РФ, Правительства РФ, Российской академии наук, Правительства Москвы, Агентства стратегических инициатив, Организации Договора о Коллективной безопасности (ОДКБ), Фонда региональных социальных программ "Наше будущее", Союза защитников информации.
В адрес Съезда поступили многочисленные приветствия, правительственные телеграммы и письма поддержки от известных государственных и общественных деятелей России, которые констатировали, что некоммерческие организации - это необходимый партнер государства в решении основных проблем социального развития, партнер, способный более эффективно защищать интересы граждан, чем официальные структуры, партнер, который находится ближе к людям, находит современные формы взаимодействия и быстрее добивается результативного отклика.
Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав НИЛОВ в своем приветствии отметил, что сегодня как никогда велика роль некоммерческих организаций в построении истинно демократического общества, а проводимый Съезд предоставляет широкие образовательные возможности для всех представителей "Третьего сектора", является эффективной площадкой для их взаимодействия, обмена опытом, повышения уровня собственной компетентности.
Коллегу по депутатскому корпусу поддержал первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по культуре Иосиф КОБЗОН, подчеркнув, что юбилейный Съезд - это усиление неправительственных некоммерческих организаций и ассоциаций, творческих союзов, всех позитивных групп граждан, которые по роду своей деятельности могут регулярно вносить свой вклад и содействовать развитию демократического общества в нашей стране.
Именно представители общественности всегда первыми поднимают темы толерантности, дружбы народов, социальных отношений. Поэтому сегодня очень важен общественный анализ состояния духовной культуры современного общества, который является стратегическим фактором обеспечения национальной безопасности и единства.
Продолжая тему, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по делам национальностей Гаджимет САФАРАЛИЕВ обратил внимание на то, что проведение Съезда позволит определить новые пути решения насущных вопросов и наметить основные направления работы по гармонизации межнациональных отношений.
Директор Департамента по связям с субъектами федерации, парламентом и общественными объединениями Министерства иностранных дел РФ Олег ВАСНЕЦОВ сообщил, что МИД России тесно сотрудничает с российскими некоммерческими организациями, рассматривая эту сферу в качестве одного из ключевых направлений своей деятельности. А проводимые Съезды НКО, без сомнения, являются существенным вкладом в непростой процесс формирования и функционирования отечественного гражданского общества и выстраивания взаимовыгодных общественно-государственных партнерских отношений.
Подчеркивая уникальные возможности Съезда, исполнительный директор Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества стран-участников СНГ Анатолий ИКСАНОВ заявил в своем приветствии, что ежегодный Съезд НКО стал самым масштабным, и, главное, постоянно действующим форумом гражданского общества России. Многие проблемы развития некоммерческих организаций и их взаимодействия с государством, поднятые еще пять лет назад на первом Съезде, находят свое решение благодаря постоянной совместной работе, что актуально для всех стран Содружества Независимых Государств. Мы видим, подчеркивает руководитель МФГС, как возрастает профессионализм, активность, влияние наших партнерских организаций во всех странах-участницах СНГ.
Тематику международного сотрудничества институтов гражданского общества в условиях новых геополитических реалий на специальной пленарной сессии Съезда в этот же день продолжили: координатор Аналитической ассоциации Организации Договора о Коллективной безопасности (ОДКБ) Игорь ПАНАРИН, президент Школы ведического искусства Таня Олссон (Швеция), исполнительный директор Корпоративного фонда "Информационная инициатива" Михаил ТЮНИН (Казахстан), председатель Приднестровско-молдавского землячества Сергей КАРТАВЫЙ, депутат Молодежного собрания Республики Армения Давид АМАТУНЯН, руководитель молодежных программ Центра международного сотрудничества при Социально-экономическом совете ООН Максим ЖИЛЯЕВ, заместитель директора Департамента по связям с общественностью Чеченской Республики Магомед МАГАЕВ, член Совета Ассамблеи народов России Сергей КУЧИНСКИЙ и др.
Съезд также приветствовал президент Российского фонда культуры Никита МИХАЛКОВ, который отметил, что решения Съезда ежегодно и коренным образом способствуют реальным изменениям в некоммерческой сфере: переделана вся отечественная система распределения грантов, принят Закон об основах общественного контроля РФ, внесены изменения в Гражданский кодекс РФ, инициирован Закон о социальном предпринимательстве, готовятся изменения в Закон об иностранных агентах и многое другое.
Известный кинорежиссёр подчеркнул, что юбилейный Съезд - безусловно общий праздник, собравший вместе лучших представителей российского общества из всех уголков нашей страны, истинных патриотов, наделенных от Бога не только активной жизненной и гражданской позицией, но и яркими дарованиями. Это свидетельство того, что Россия не оскудевает людьми, готовыми бескорыстно тушить пожары, разбирать завалы, спасать людей, помогать детям и старикам, работать с людьми, страдающими нарко- и алко-зависимостью, организовывать социальные фестивали и форумы. Люди, работающие в некоммерческих организациях, наделены талантами и милостью Божией не безразличны к сохранению и приумножению потенциала нации.
Приветствие в адрес делегатов Съезда направил президент ОАО "Российские железные дороги" Владимир ЯКУНИН. Он в частности отметил, что 2014 год был непростым для страны: на глазах менялась геополитическая картина мира - и никто не даст гарантий, что эти изменения завершились, что спокойствие вот-вот наступит. Поэтому сейчас как никогда важно обеспечить в России социальную стабильность и гражданский мир. Этому во многом помогает деятельность некоммерческих и общественных организаций, их благотворительная и добровольческая благотворительность.
Съезд, организуемый не по инициативе сверху, самими некоммерческими организациями страны, отражает все многообразие российского гражданского общества. Руководитель РЖД уверен, что решение многих проблем в нашей стране зачастую зависит именно от усилий некоммерческих организаций в отстаивании объективных позиций по проблемным темам, от их настойчивости и профессионализма. Открытый и равноправный диалог, который будет вестись в рамках Съезда, обеспечит продуктивный контакт органов власти и общественных объединений, даст новый импульс большой и системной работе институтов гражданского общества на будущее.
Съезд также приветствовали руководители российских политических партий и общественных объединений. В частности, депутат Государственной Думы ФС РФ, руководитель ЛДПР Владимир ЖИРИНОВСКИЙ напоминает, что ему в этом году уже доводилось выступать на одном из мероприятий Общероссийского совета некоммерческих организаций в присутствии большого количества общественников. Депутат откровенно сообщил, что чувствует аудиторию НКО, ее стремления, идеи, надежды.
Глава фракции ЛДПР считает, что помимо важнейшей дискуссионной составляющей, на Съезде приобретаются новые профессиональные знания, проходят глобальные коллективные учения методам новых практик взаимодействия власти и общества. Благодаря такой мощной образовательной платформе происходит передача специфических знаний, информационно-коммуникационных, а также технических возможностей в области демократического опыта множеству профессиональных, отраслевых групп и партнерств, общественных образований.
Однако, посетовал Владимир ЖИРИНОВСКИЙ, к сожалению, сегодня в России одна из ключевых проблем - это недостаток культуры сотрудничества, корпоративной, кооперативной психологии, умения работать в коллективе, умения договариваться. Политик уверен, эту глубокую культурно-образовательную миссию могут выполнять только негосударственные некоммерческие организации. Никакие правительственные структуры не в состоянии волевым порядком сверху прививать эти качества. И мы в Государственной Думе, подчеркнул депутат, уже много лет пытаемся содействовать развитию некоммерческих организаций и общественных объединений.
Руководитель другой фракции в Государственной Думе - Справедливой России - депутат Государственной Думы ФС РФ Сергей МИРОНОВ также считает деятельность некоммерческих неправительственных организаций основой для совершенствования общественной и политической жизни, источником гражданских инициатив, способных быстрее, чем государственные бюрократические структуры, реагировать на изменения динамично развивающегося современного общества и транслировать различные социальные интересы в сфере принятия решений. Современная политическая практика, подчеркнул политик, эффективно развивается при содействии НКО и их непосредственном участии в выработке законодательных инициатив, профессиональной экспертизы, оценки последствий принимаемых управленческих решений, обеспечении общественной мобилизации и реального общественного контроля.
В ходе пленарных заседаний Съезда были обсуждены вопросы совершенствования государственной политики в некоммерческой сфере, развития экономики некоммерческого сектора, налаживания вертикальных и горизонтальных связей, участия НКО в обеспечении национальной безопасности и политической стабильности, совершенствовании системы государственного и общественного управления, осуществлении общественного контроля над государственными расходами, гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, вовлечении граждан в инновационные процессы и активную жизнь в информационном обществе, а также проблемы международного сотрудничества институтов гражданского общества в новых геополитических условиях и др.
Председатель Организационного комитета Съезда, председатель Президиума Общероссийского совета некоммерческих организаций, руководитель Российского Агентства развития информационного общества Александр АЙГИСТОВ в основном пленарном докладе Съезда обратил внимание делегатов на то, что за все пять лет со стороны властных структур не было ни одной директивы внести изменения в регламент и программу мероприятий, попыток отрегулировать тематику или исключить каких либо докладчиков, в целом скорректировать консолидированную позицию российских НКО, внести заранее предложенные решения в итоговую резолюцию Съезда. Безусловно, все это подтверждает верно избранный курс, осуществляемый под мудрым руководством выдающегося политического деятеля современности, Президента Российской Федерации Владимира ПУТИНА.
Председатель собрания констатировал постоянно увеличивающееся количество региональных участников мероприятий Съезда, усиливающиеся активности профильных органов власти субъектов РФ, и, конечно же, искреннее желание делегатов не остаться в стороне от дел огромной государственной важности, что свидетельствует о поступательном развитии этого масштабного социального проекта "Съезд НКО России".
Именно благодаря консолидации российских НКО, а также их конструктивной работе с властью на уровне федерации, регионов и муниципалитетов, в общественном движении страны происходят ощутимые позитивные изменения. В этих условиях, по мнению руководителя Общероссийского совета НКО, органы власти всех уровней должны неформально поддерживать растущую роль общественных институтов, совершенствовать формы государственного стимулирования некоммерческого сектора, строго придерживаясь главного принципа - дистанцирования НКО от политической конъюнктуры и ангажированности, использования третьего сектора в корпоративных, узкогрупповых, выборных интересах. Если удастся совместно уберечь некоммерческий сектор от этих соблазнов, вот от такой политизации, авторитет и поддержка НКО среди населения только возрастет!
Отдельно председатель Оргкомитета Съезда остановился на вопросах господдержки НКО, отметив, что сегодня многое делается для того, чтобы работа общественников осуществлялась на российские средства. В этом году государственное финансирование некоммерческих структур только через президентские гранты увеличено более чем в три раза, для реализации социально значимых проектов выделено более 3 миллиардов 200 миллионов рублей. В 2015 году, согласно документу Минфина, господдержка только в рамках президентских грантов вырастет до 4 миллиардов 700 миллионов рублей. Совокупный же объем финансовой поддержки институтов гражданского общества в России составил в 2014 году около 10 миллиардов рублей. До сих пор таких средств на поддержку НКО не выделялось.
Докладчик особо обратил внимание на то, что государство увеличивает поддержку НКО в условиях социальной и экономической напряженности. Деньги выделяются путем конкурсных процедур, а грантооператоры при этом констатируют, что отдача от подобных инвестиций достаточно высока, так как третий сектор намного эффективнее, чем госорганы, и за меньшие деньги справляется с социальными задачами.
Однако, посетовал Александр АЙГИСТОВ, мы хорошо знаем, что есть проекты, поддерживаемые государством постоянно на ежегодной основе. Как правило, для этого выделяются суммы, в разы превосходящие средние цифры по грантам, как на уровне федерации, так и на уровне регионов. И это правильно, так как государство само должно решать, какие организации поддерживать, какие нет. Этот смысл заложен в самом понятии "государственная поддержка". Только, возможно, конкурс для этого не нужен. Когда при таком распределении мы говорим о "конкурсе", некоммерческое сообщество единодушно заявляет о повторяющейся из года в год дискредитации конкурсных процедур.
В то же время, отметил председатель Организационного комитета Съезда, на наших собраниях представители третьего сектора неоднократно констатировали, что главное - не разовая финансовая поддержка, а системная административная, имущественная, организационно-техническая, информационная, образовательная поддержка региональных властей. Александр АЙГИСТОВ процитировал выступление представителя делегата на одном из съездов: "Пусть лучше государство поможет нам с удочкой и со снастями. Червей мы накопаем сами, а наловленной рыбой мы поделимся с соратниками и со всеми нуждающимися".
Конечно же, мы не отрицаем финансовую поддержку, она необходима. Но просто, как деньги, она нужна не в первую, и даже не во вторую очередь. В какой конкретно поддержке нуждаются российские НКО, председатель президиума Общероссийского совета некоммерческих организаций обещал рассказать чуть позже, уступив место для выступления представителю Администрации Президента РФ.
Начатый разговор о финансовой поддержке третьего сектора продолжил на Съезде советник Президента РФ Сергей ГЛАЗЬЕВ. В своем выступлении он отметил, что благодаря особому отношению к некоммерческому сектору руководителя российского государства Владимира ПУТИНА, формы и методы финансовой поддержки НКО постоянно расширяются.
Спикер напомнил, что первый закон о некоммерческих организациях был инициирован более 20 лет назад. Это был период полной эйфории и всеобщего непонимания основных законов и принципов перехода к новой рыночной экономике. У некоторых законодателей были мифологические представления о рынке, вспоминал Сергей ГЛАЗЬЕВ, все думали, что переход осуществится автоматически, а частные предприниматели сами определят, как правильно распределить ресурсы и облагодетельствовать все общество. Главный тренд тогда в законодательстве был связан с развитием частного бизнеса, его исключительно коммерческой моделью, госрегулирование серьезно отставало. Законодатели тогда испытывали серьезные сложности с непониманием места и назначения некоммерческих организаций в демократическом обществе. Пришлось немало потрудиться, чтобы принять первый закон об НКО!
Сейчас значение некоммерческих организаций кажется очевидным, есть сферы деятельности, где НКО доминируют. За 20 лет радикальных трансформаций наше общество сильно поумнело, заметил Сергей ГЛАЗЬЕВ. Общественное мнение также изменилось: в отношении к некоммерческим организациям оно стало гораздо лучше и серьезнее, нежели к коммерческим структурам. Провал с экономическим чудом, которое нам обещали авторы "шоковой терапии" лег на фундамент наших духовных традиций.
В своем выступлении советник Президента РФ сослался на социальную доктрину Русской православной церкви, частью которой является Кодекс предпринимательской деятельности. В документе прописано больше дюжины принципов ведения предпринимательства на основе принципов нашей духовной культуры. Сквозной линией там проводится мысль о том, что отнюдь не стремление к получению максимальной прибыли должно стать основным принципом отечественной экономики, а главное - это выполнение своего профессионального и общественного долга. Первостепенное - производство для нашего общества нужных ему товаров и услуг, и только вторичное - прибыль, которая ни в коем случае не должна быть самоцелью, это всего лишь признание того, что результаты больше затраченных расходов. И очень важно, из чего эта прибыль образуется и куда именно будет направлена.
Известный государственный деятель уверен, что принципы работы некоммерческих организаций гораздо ближе к русской духовной культуре, чем тот "чистоган" и культ наживы, вот уже 20 лет насаждаемый ультралибералами и рыночными фундаменталистами.
В связи с выступлением Сергея ГЛАЗЬЕВА делегаты Съезда - представители некоммерческих организаций заявили о необходимости интеграции процедур общественного контроля, в т.ч. общественных расследований, в существующие механизмы борьбы с офшоризацией экономики. По мнению общественников, некоммерческие организации могут, с одной стороны, осуществлять пропаганду ведения честного бизнеса, особенно среди молодежи, с другой - проводить выборочные общественные проверки соблюдения крупными бизнесменами налогового законодательства, требовать предоставление публичных отчетов.
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации ФС РФ по конституционному законодательству и государственному строительству, председатель Временной комиссии Совета Федерации ФС РФ по развитию информационного общества Людмила БОКОВА остановилась на роли некоммерческих организаций в регулировании отраслей экономики России.
По мнению сенатора, некоммерческие организации, в том числе и отраслевые ассоциации, должны как участвовать в разработке "правил игры" в рамках различных отраслей экономики, так и являться гарантом их полного, честного и безоговорочного выполнения всеми субъектами отношений. Также Людмила БОКОВА заявила о недопустимости политической ангажированности международных негосударственных некоммерческих регуляторов, в частности, приведя пример Международной корпорации по управлению доменными именами и IP-адресами ICANN. Данная ассоциация регулирует работу сети Интернет во всем мире, однако преследует интересы одной конкретной страны - Соединенных Штатов Америки. Такая ситуация, по мнению политика, является недопустимой и требует скорейшего разрешения на международном уровне.
Депутат Государственной Думы ФС РФ Алексей КАЗАКОВ также подчеркнул особую значимость некоммерческих организаций в России и в мире, однако напомнил, что наша страна сегодня находится в состоянии информационно-идеологического конфликта с США и некоторыми европейскими странами.
Как заметил выступающий, за последние 20 лет все изменения на геополитической карте мира происходят не с оружием в руках, а за счет информационного удара, идеологических манипуляций. Информационная война начинается без объявлений, она идет медленно, системно и поэтапно, потому что в первую очередь в рамках информационно-идеологического конфликта борьба идет за разум, за душу человека, за его систему ценностей, а уже потом за его материальные и экономические блага.
Изощренными инструментами информационной войны могут быть, например, маленькие и поэтапные либеральные переоценки исторических ценностей, культурных, образовательных процессов, национализм и так далее. В итоге - целью всего этого становится подрыв доверия к государству, переориентация общественных ценностей и интересов.
В заключение своего выступления, политик призвал некоммерческие организации в своей деятельности учитывать вопросы информационно-идеологической безопасности нашего общества и обратил внимание на необходимость консолидации общественных институтов для противодействия информационно-идеологическим конфликтам, направленным против России.
Отметим также, что в рамках Съезда для руководителей некоммерческих организаций и представителей профильных органов власти при участии Организации Договора о Коллективной безопасности (ОДКБ) был запланирован и успешно проведен Интерактивный форсайт-семинар "Взаимодействие власти и общества по противодействию внешнему вмешательству и цветным революциям в условиях современной геополитической обстановке".
В форсайте приняли участие известные российские политологи, среди которых главный редактор Информационно-аналитического портала "Геополитика" Леонид САВИН, директор Национального института развития современной идеологии (НИРСИ) Галина ВОРОНЧЕНКОВА, вице-президент Союза конституционалистов, председатель Совета Ассоциации политических экспертов и консультантов Алексей КУЗЬМИН, координатор Аналитической ассоциации ОДКБ Игорь ПАНАРИН, исполнительный директор Центра политических технологий "ПолитКонтакт" Андрей МЕДВЕДЕВ и др.
Заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию Олег СМОЛИН в своем пленарном выступлении остановился на вопросах содействия НКО в обеспечении достойного уровня жизни и благосостояния граждан РФ. В связи со стремительным ростом инфляции в следующем году, по мнению депутата, особо востребованными станут прямые формы благотворительности, например, пожертвования, организация питания, денежные субсидии.
Также, считает депутат, не менее важной проблемой остается высокая степень бюрократизации государства. Советский Союз во многом погубила именно бюрократия, этого нельзя допускать сейчас. Особенно к бюрократии чувствительна сфера образования. Учителям некогда заниматься обучением детей, так как они заняты заполнением различных бланков и форм, количество которых увеличилось примерно в 100 раз. Нельзя не сказать и про чрезмерную активность надзорных инстанций. Олег СМОЛИН пошутил, что в нашей стране половина людей работает, а другая половина их контролирует, тем самым мешая заниматься делом и сильно снижая их продуктивность. Эту проблему надо быстро решать, а некоммерческие организации должны принимать активнейшее участие в демократизации наших законов и подзаконных актов еще на стадии их создания и принятия законодательными органами.
Отдельно выступающий остановился на вопросах организации общественного контроля, процедуры которого, по его мнению, также пытаются забюрократизировать. Олег СМОЛИН рассказал, что недавно Государственная Думы ФС РФ приняла закон об общественном контроле в социальной сфере, в соответствии с которым сначала должна собраться комиссия, которая разрабатывает правила, потом следует работа по созданию этого документа, затем необходимо провести конкурс по 44-ФЗ, который должен кто-то выиграть. И только после этого возможно приступить к общественному контролю. При этом те организации, которые в действительности осуществляют общественный контроль, зачастую остаются "за бортом", подчеркнул Олег СМОЛИН.
Тему общественного контроля, а также взаимодействия бизнеса и некоммерческих организаций в реализации социальных программ продолжил председатель Правления Союза защитников информации, член Совета директоров Объединенного национального банка Александр БРАЖНИКОВ, который презентовал делегатам Съезда систему микрогрантов для НКО, направленных на реализацию проектов общественного контроля.
По мнению бизнесмена, многие коммерческие структуры оказывают услуги государственным и бюджетным учреждениям, значительная часть этих услуг обеспечивает выполнение того или иного требования законодательства. Например, многие организации оказывают услуги по защите персональных данных учеников в школах, пациентов в учреждениях здравоохранения. Однако школы и больницы не до конца осознают необходимость защиты персональных данных, что приводит к их утечке и незаконному использованию в мошеннических и преступных целях, таких, как похищение детей, публикация личной информации граждан о заболеваниях и т.п.
Некоммерческие организации могут осуществлять общественный контроль защиты персональных данных в школах и больницах, мотивируя руководство этих учреждений к соблюдению Закона о защите персональных данных, и, тем самым формируя рынок для организаций, оказывающих услуги по защите персональных данных. За подобного рода сотрудничество бизнес готов платить некоммерческим организациям немалые деньги, считает Александр БРАЖНИКОВ.
В заключение своего выступления, руководитель Союза защитников информации объявил о старте Программы микрогрантов для некоммерческих организаций на реализацию мероприятий общественного контроля соблюдения 152-ФЗ "О защите персональных данных" в образовательных учреждениях и учреждениях здравоохранения. Программа будет осуществляться по всей России совместно с Российским Агентством развития информационного общества (РАРИО).
Напомним, что актуальные темы участия НКО в осуществлении общественного контроля и в реформировании общественных советов при органах исполнительной власти продолжили в разные дни Съезда: председатель Экспертного совета Общественной палаты города Москвы Александр ШАРЛАЙ, члены Общественной палаты города Москвы Ольга БЕССОЛОВА, Александр ФРОЛОВ, Татьяна МИХАЙЛОВА, ответственный секретарь Оптинского форума Вячеслав ЛЕОНТЬЕВ, а также руководитель Аппарата Общественной палаты города Москвы Светлана ГЛАДКОВА.
Советник директора Фонда региональных социальных программ "Наше будущее" Руфина ЗИНАТУЛИНА в своем докладе отметила, что наряду со значительным повышением государственной поддержки у НКО есть огромный собственный потенциал, который может обеспечить финансовую устойчивость как самих некоммерческих организаций, так и реализуемых ими социальных проектов. Этот потенциал, по мнению докладчика, на сегодняшний день не раскрыт.
Дело в том, считает представитель руководства Фонда "Наше будущее", что некоммерческие организации могут заниматься предпринимательской деятельностью для достижения своих некоммерческих целей как в рамках существующей организационно-правовой формы НКО, так и создав дочерние предприятия. Использование механизмов социального предпринимательства для обеспечения собственной финансовой устойчивости и независимости от государственной и иной поддержки уже практикуют многие успешные некоммерческие организации. Такие организации являются, по сути, социальными предприятиями.
По мнению Руфины ЗИНАТУЛИНОЙ, важность социальных предприятий значительно возрастает. Они решают такие задачи, как создание дополнительных рабочих мест, в том числе и для социально незащищенных категорий граждан: инвалидов, пенсионеров и т.д. Такие предприятия, как правило, оказывают качественные социальные услуги населению, а полученную прибыль направляют на достижение своих некоммерческих целей в соответствии со своим уставом. Именно такие организации могут сформировать полноценный сектор экономики, который объединит людей не только по идеям, интересам, взглядам, но и по видам решения социальных вопросов.
Также выступающая рассказала делегатам Съезда об электронных ресурсах и программах поддержки социальных предприятий, реализуемых Фондом "Наше будущее", отдельно остановившись на Школе социального предпринимательства и Банке социальных идей.
В завершение своего выступления представитель руководства Фонда "Наше будущее" поратовала за возможность включения в Итоговую резолюцию V юбилейного Съезда НКО России специального пункта, расширяющего механизмы поддержки малых и средних предприятий в субъектах РФ - на некоммерческие организации. По мнению Руфины ЗИНАТУЛИНОЙ, это позволит значительно увеличить количество социальных предприятий, а некоммерческие организации - оформить в отдельный реальный сектор экономики.
Подробнее о проектах Фонда региональных социальных программ "Наше будущее" рассказал на Съезде известный российский эксперт в сфере третьего сектора, ведущий научный сотрудник Института системного анализа, председатель Экспертного совета по распределению субсидий для НКО из бюджета города Москвы Владимир ЯКИМЕЦ.
Председательствующий на собрании, руководитель Общероссийского совета некоммерческих организаций Александр АЙГИСТОВ прокомментировал выступления и отметил, что большая проблема заключается в том, что, к сожалению, руководители некоммерческих структур - все еще плохие управленцы. Это отражается как на жизнеспособности некоммерческой организации, так и на ее проектах. Как часто мы слышим, что только что зарегистрировавшаяся организация говорит о том, что ей нужны деньги как на саму организацию: аренда офиса, зарплаты, так и на ее проекты. Это, извините меня, формула неудачников, когда главный вопрос организации: у кого попросить и сколько. А когда денег не будет, то нужно дружно на всех обидеться и всех обвинить, в первую очередь - государство. Знакомо?
Думаю, заявил Александр АЙГИСТОВ, должно быть совсем по-другому: прежде чем начинать общественную деятельность, необходимо ответить на вопрос, чем конкретно, реализуя свои проекты, ты заинтересуешь бизнес, местные органы власти и профильные фонды? Нужно быть готовым придумать такую идею, при которой будут выстраиваться очереди из желающих участвовать и сотрудничать.
Кто-то из вас, уважаемые делегаты, скажет, что это тоже лозунг. Но почему тогда есть удачные системно функционирующие некоммерческие структуры, общающиеся с бизнесом и властью на одном языке и имеющие в собственности многотысячные армии поклонников и потребителей их социальных услуг? Конечно же, ответ налицо: в этих организациях отличный управленческий менеджмент, удачная модель социального предпринимательства, а по сути - нестандартная коммерческая формула для реализации некоммерческих интересов, подчеркнул Александр АЙГИСТОВ.
Директор Магнитогорского городского благотворительного общественного фонда "Металлург" Валентин ВЛАДИМИРЦЕВ в своем докладе остановился на практических аспектах ведения социального предпринимательства некоммерческими организациями и оказания ими социальных услуг. Выступающий обратил внимание на то, что для того, чтобы создать соответствующий климат для развития социального предпринимательства, требуется большое желание и воля руководства региона. К примеру, в Челябинской области приняты необходимые правовые и экономические меры, стимулирующие социальную активность бизнеса и общественных организаций в реализации социальных программ. Особенно важно, по мнению докладчика, чтобы каждый исполнительный орган субъекта РФ имел свою программу поддержки некоммерческих организаций.
Руководитель фонда поделился с делегатами своим опытом ведения социальной и благотворительной деятельности и рассказал, как именно Фонду удалось выйти на такие показатели, как 443-миллионный годовой бюджет организации, доход от социального предпринимательства, оцениваемый в 21,7 миллионов рублей в год. Особенность деятельности Фонда заключается в том, что он помогает не только работникам и семьям работников Магнитогорского металлургического комбината, но и всем жителям Челябинской области. Также Валентин ВЛАДИМИРЦЕВ пригласил всех желающих приехать в Магнитогорск, посетить Фонд "Металлург" и изучить его деятельность.
Ведущий заседания - Александр АЙГИСТОВ предложил Валентину ВЛАДИМИРЦЕВУ и его Фонду при участии Магнитогорского металлургического комбината совместно с РАРИО и Общероссийским советом НКО провести в 2015 году в Магнитогорске Форум некоммерческих организаций Урала, посвященный актуальным вопросам экономики некоммерческого сектора. В случае удачного проведения мероприятия такая площадка могла бы стать всероссийской, сказал в заключение председатель Оргкомитета Съезда.
В продолжение обсуждения тематики социального предпринимательства заместитель генерального директора Российского Агентства развития информационного общества (РАРИО) Анатолий ГАНИН рассказал делегатам Съезда о механизмах организации предоставления и субсидирования социальных услуг некоммерческих организаций в субъектах РФ. Докладчик презентовал "Портал социальных услуг субъекта РФ", который включает как механизмы прозрачного и качественного оказания некоммерческими организациями социальных услуг гражданам, так и схемы контроля качества их оказания, бюджетирования поставщиков социальной пользы. Портал включает механизмы паспортизации и сертификации социальных услуг НКО, а также инновационную систему финансирования оказания услуг в рамках "целевых потребительских субсидий".
Такие субсидии позволяют гражданину самостоятельно выбрать организацию - поставщика социальной услуги, а органу власти (распорядителю субсидий) - профинансировать конкретного поставщика социальных услуг по результатам их оказания населению, пояснил эксперт.
В заключение своего выступления, Анатолий ГАНИН заявил, что РАРИО на сегодняшний день готово софинансировать внедрение Портала социальных услуг в трех субъектах РФ на условиях пилотного внедрения по результатам конкурса, который будет официально объявлен Агентством в начале 2015 года.
Подытоживая сказанное, президент Клуба инновационного развития Института философии РАН Владимир ЛЕПСКИЙ презентовал делегатам Съезда новые подходы к участию НКО в государственном и муниципальном управлении.
По мнению докладчика, для реализации курса, заявленного Президентом РФ Владимиром ПУТИНЫМ, необходимо внедрение инструментов прямой демократии, обеспечивающих непосредственное влияние некоммерческого сообщества на принимаемые решения как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. Такой системой может стать организованный по портальному принципу второй контур государственно-общественного управления (первым контуром является существующая система госуправления). Главный элемент этой системы основан на инструментах прямого влияния некоммерческих организаций на принимаемые решения.
Помимо само-собой разумеющейся государственной поддержки система также должна включать в себя совокупность социальных лифтов и кадровых резервов. Только в таком случае, по мнению известного ученого, мы сможем достичь обозначенные Президентом РФ цели.
Вопросы экономики третьего сектора, а также взаимодействие НКО с отраслевыми корпорациями, малыми и средними предприятиями, банковским сектором в реализации социальных программ обсудили также: ректор Международной академии бизнеса и новых технологий Михаил ИРОДОВ (г. Ярославль), заведующая сектором административного права Института государства и права РАН Иллария БАЧИЛО, сертифицированный эксперт-тренер по менеджменту НКО Валентина КАТАЕВА, заместитель генерального директора Центра информационно-аналитической и правовой поддержки органов исполнительной власти и правоохранительных структур Ольга ОМЕЛЯНСКАЯ, генеральный директор компании Dolphins IT Марк САЗАНСКИЙ, первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров России Вадим КОВАЛЕВ, руководитель Экспертного совета компании "Инфозащита" Евгений ЧАНЫШЕВ, директор программ Центра государственно-частного партнерства РАНХиГС Людмила ИЛЬИЧЕВА и др.
Среди праздничных мероприятий Съезда - традиционно проходящая в Большом актовом зале Российской государственной библиотеки торжественная Церемония вручения Общественной премии за вклад в развитие и поддержку некоммерческого сектора в Российской Федерации (Общественной премии "ГОСГРАНТ 2014").
Главная цель Премии - общественное признание заслуг лучших организаций-грантооператоров, неправительственных фондов, социально ответственного бизнеса, а также субъектов РФ и отдельных государственных и общественных деятелей, работающих в сфере поддержки социально значимых проектов.
Символ Премии - семикилограммовая статуэтка древнего Атланта. По легенде этот могучий титан во время войны титанов с богами держал на своих плечах Небесный свод. Атлант и сейчас является символом непоколебимой воли и силы, готовый взять на себя ответственность, не бояться взвалить на свои плечи непосильную ношу и нести её до победного конца.
В течение месяца шло предварительное выдвижение делегатами Съезда организаций и отдельных персон, по результатам которого перечень номинантов Премии составили более 44 организации, 5 субъектов РФ и 26 персоналий. На втором этапе представители экспертного сообщества Премии - делегаты Съезда - проголосовали за своих выдвиженцев, заполнив 2 декабря на открытии V Съезда некоммерческих организаций России специальный бюллетень. В этот раз экспертами Премии выступили 448 представителей некоммерческих организаций России - делегатов юбилейного Съезда.
По результатам подсчета голосов и решением Оргкомитета статус лауреата Общественной премии ГОСГРАНТ присвоен в десяти номинациях:
- В номинации "За высокие результаты поддержки социально значимых проектов" - Общероссийское общественное движение "Гражданское Достоинство"
- В персональной номинации в категории "Общественным и государственным деятелям, грантооператорам" - главный редактор журнала "Государство и право", директор Центра сравнительного права НИУ ВШЭ Алексей АВТОНОМОВ
- В персональной номинации в категории "Общественным и государственным деятелям, грантооператорам" - экс-заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ Людмила ШВЕЦОВА (посмертно)
- В номинации "за высокие результаты в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций на региональном уровне" в категории "Субъектам Российской Федерации" - Ненецкий автономный округ
- В номинации "за высокие результаты в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций на региональном уровне" в категории "Субъектам Российской Федерации" - Омская область
- В персональной номинации в категории "Субъектам Российской Федерации" - глава Республики Ингушетия Юнус-бек ЕВКУРОВ
- В персональной номинации в категории "Субъектам Российской Федерации" - вице-губернатор Оренбургской области Олег ДИМОВ
- В номинации "за высокие результаты в области поддержки социальных проектов" в категории "неправительственным фондам и организациям" - Магнитогорский городской благотворительный общественный фонд "Металлург"
- В номинации "за высокие результаты в области поддержки социальных проектов" в категории "неправительственным фондам и организациям" - Фонд поддержки детей, находящийся в трудной жизненной ситуации
- В номинации "за вклад в совершенствование системы государственной поддержки социально значимых проектов" в категории "некоммерческим организациям" - Некоммерческое партнерство "Юристы за гражданское общество"
- В номинации "за вклад в совершенствование системы государственной поддержки социально значимых проектов" в категории "некоммерческим организациям" - Ассоциация ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск России
- В номинации "за вклад в совершенствование системы государственной поддержки социально значимых проектов" в категории "некоммерческим организациям" - Якутский благотворительный фонд "Харысхал" (Милосердие)
О грантах, субсидиях, целевом финансировании третьего сектора шла речь и на проходившей в рамках Съезда Всероссийской конференции ГОСГРАНТ 2014, посвященной совершенствованию механизмов государственной поддержки социально ориентированных проектов. В частности, о росте количественных и качественных изменениях в системе государственной поддержки социально ориентированных НКО рассказал делегатам Съезда директор Департамента инновационного развития Министерства экономического развития РФ Артем ШАДРИН.
Чиновник начал свой доклад с результатов выборочного обследования Росстата и Минэкономразвития РФ, по результатам которого за последние два года количество социально ориентированных НКО выросло на 16,5% и к концу 2014 года составило 113 000. Количество работников таких НКО выросло на 40%, а численность добровольцев превышает 1 300 000 человек.
Руководитель профильного департамента в Минэкономразвития РФ выразил надежду, что к росту этих показателей имеют отношение и программы поддержки социально ориентированных НКО, реализуемые его министерством, а также субъектами РФ. Также докладчик зафиксировал значительное расширение перечня направлений деятельности социально ориентированных НКО, остановившись отдельно на поисковой и спасательной работе.
Отдельно выступающий заострил внимание на объемах государственного финансирования некоммерческого сектора. По данным Минэкономразвития РФ в 2014 году совокупный объем финансовой поддержки институтов гражданского общества в России составил около 10 млрд. рублей и будет дальше расти, констатировал Артем ШАДРИН.
Продолжая тему грантовой поддержки, об особенностях субсидирования правозащитных НКО рассказал на Съезде исполнительный директор Общероссийского общественного движения "Гражданское достоинство" Андрей КОМАРОВ.
В отличие от созидающего социального характера деятельности, которой занимаются преимущественное количество неправозащитных некоммерческих организаций, деятельность правозащитных НКО часто носит конфликтный характер и, как правило, конфликтовать приходиться с властью. В этом плане правозащитная деятельность может носить порой и деструктивный характер. Это как хирург, вырезающий больную плоть: инициирование уголовных преследований, судебных процессов, увольнение чиновников, мобилизация людей вокруг определенной проблемы и т.д. А вдруг перегнули палку? Вдруг можно было обойтись терапией: переговорами, собраниями, дискуссиями? Многие правозащитные деятели увлекаются. "Пусть рухнет мир, но - да свершится правосудие!". Кому же нужно будет правосудие, когда мир рухнет?
Когда юридические инструменты защиты прав исчерпываются, некоторые правозащитные НКО прибегают к различным "акциям", митингам и так далее. А некоторые даже не используют все доступные законом юридические инструменты, для них главное создать шум вокруг проблемы, а не решить ее! Поэтому, чтобы правозащитная деятельность не переросла в политическую, а тем более в антигосударственную деятельность, всегда надо помнить конечную цель: заниматься восстановлением нарушенных прав всеми законными неполитическими способами.
Андрей КОМАРОВ также подчеркнул, что единственный государственный источник финансирования у правозащитных организаций - это федеральные гранты Президента России. Президент стоит над всеми ветвями власти и, как гарант Конституции, как никто другой заинтересован в контроле над этими ветвями власти в соблюдении прав человека и гражданина. Президентские гранты на правозащитные проекты - это действенный инструмент контроля и обратной связи с народом, с избирателями.
При этом, констатировал докладчик, важно отличать правозащитную деятельность от политической, не переходить тонкую грань, когда правозащитная деятельность уже перетекает в политическую деятельность. Нельзя маскировать политическую деятельность под общественно-правозащитную. Важно также отличать правозащитную деятельность от чисто юридической. Нельзя также допускать, чтобы правозащитные организации превращались в бесплатные юридические консультации с низким качеством оказания услуг. Важно отличать правозащитную деятельность и от социальной или благотворительной деятельности. Хотя иногда они переплетаются: прежде чем оказать правовую помощь, к примеру, бомжу, его надо отмыть, накормить, одеть: Но главным стержнем в проекте должна быть именно правозащитная составляющая.
К сожалению, в России сегмент правозащитной деятельности среди НКО сейчас заполнен крайне скудно. Лидируют, в силу определенных исторических причин, правозащитные НКО, взращенные в основном на западные гранты. Но мы все хотим, чтобы по всей стране рождались и развивались новые эффективные правозащитные организации.
В заключение своего выступления правозащитник сообщил, что в рамках выполнения требований Президента РФ о прозрачности на сайте "Гражданского достоинства" можно ознакомиться с любым поддержанным проектом, его календарным планом, узнать текущие новости по проекту и результаты работы по проекту. Мы стремимся к тому, чтобы любой человек, права которого были нарушены в любом уголке нашей страны, мог зайти на наш сайт и, в зависимости от своего региона и своей проблемы, подобрать правозащитную НКО, которая оказала бы ему необходимую помощь по восстановлению нарушенных прав.
Обобщая проблематику совершенствования государственной поддержки социально ориентированных НКО, председатель Оргкомитета Съезда, председатель Президиума Общероссийского совета некоммерческих организаций, руководитель Российского Агентства развития информационного общества Александр АЙГИСТОВ констатировал, что помимо финансовой поддержки российские НКО нуждаются и в других формах помощи властей.
Первое - информационная поддержка.
Все мы прекрасно знаем, сообщил докладчик, что даже по указанию административных органов частенько местная и региональная пресса с большим трудом, так сказать, со скрипом, с претензиями и напрягами публикует информацию о благотворительных и других общественных проектах, анонсирует наши социальные мероприятия. Почему? Ответ простой. В них, как правило, нет жареных фактов, скандалов и происшествий, сплетен и разоблачений.
Полный блеф, что российской массовой аудитории не нужна положительная, духовно-нравственная и другая социальная информация. Просто за это никто не платит. А если мы говорим о большой государственной воспитательной работе, это вообще должно быть поставлено во главу угла!
Делегаты Съезда уже предлагали внедрить особые налоговые послабления для СМИ, публикующих информацию о деятельности социально ориентированных НКО. Кроме того, необходимо внедрить обязанность СМИ публиковать определенный процент информации такого толка, причем в рекламное время. Отдал, условно, 5 - 10% рекламного времени - вычти из налогов определенную сумму. Такие налоговые льготы гораздо проще установить на уровне региона, муниципалитета. И СМИ будет хорошо, и решим проблему отсутствия информационной поддержки некоммерческих организаций.
Второе - имущественная поддержка.
Сколько бы мы не говорили об этом, процент имущественной поддержки, кстати, четко оговоренный в законе, ничтожно мал. Здесь немного лучше обстоят дела в регионах, малых населенных пунктах. Но неприемлемая и нерешаемая ситуация сложилась в Москве, других городах с многомиллионным населением. Нерешаемая, потому что на взгляд имущественных департаментов это - не первостепенная задача и помещений ничтожно мало, на всех все-равно не хватит. А ведь этот вид помощи может успешно заменить денежную поддержку.
Хочу напомнить, подчеркнул Александр АЙГИСТОВ, что на наших Съездах неоднократно предлагалось на федеральном и на местном уровне организовывать имущественные аукционы для НКО. К примеру, первый год НКО по конкурсу получает помещение бесплатно, а затем, со второго по третий год - арендная плата понемногу растет и превращается к четвертому году уже в рыночную. А ежегодная контрольная комиссия, состоящая из представителей местных общественных палат, органов власти и НКО могла бы давать оценку результативности работы некоммерческих организаций, находящихся на такой бесплатной или на льготной аренде.
Кроме того, считает Александр АЙГИСТОВ, что в каждом, без исключения, субъекте федерации должен быть построен, создан "Дом некоммерческих организаций", где главным направлением должен стать инновационный инкубатор социально полезных услуг и проектов. Проще говоря, в этом доме должны находится не менее 30-50 кабинетов для работы представителей НКО, 10-15 аудиторий для проведения социальных мероприятий, большая объединенная бухгалтерия, помогающая НКО встать на ноги или решать сложные вопросы, кадровая и юридическая служба, сертифицированные специалисты по участию НКО в госзаказе, социальным услугам и др. Именно в такие дома должны превратиться наши передовые ресурсные центры в субъектах РФ. И если мы часть денег господдержки перенаправим на это, то пользы будет гораздо больше, а затрат в конечном счете меньше, выхлоп - колоссальный! Появляются, кстати, гораздо большие возможности даже для недавно зарегистрировавшихся организаций.
Мы знаем яркие примеры ресурсных центров в Сибири, в центральной части России, на Дальнем Востоке, отметил председатель Оргкомитета Съезда. Обязательно, если вы это поддержите, уважаемые делегаты, мы сделаем от Съезда предложения первым лицам субъектов РФ по реформированию этих ресурсных центров в Дома некоммерческих организаций.
Теперь третье - по поводу организационно-технической поддержки.
Руководство региона само должно заинтересовывать бизнес открывать двери для НКО, оно должно создать такие необходимые и достаточные условия для местных предпринимателей, культурных, образовательных и других учреждений, при которых они сами четко понимают все свои дивиденды при предоставлении НКО собственных помещений, организации питания на мероприятиях, другой профильной помощи, уверен Александр АЙГИСТОВ.
Вот ведь как, на мой взгляд, должен рассуждать руководитель учреждения или бизнесмен: Если я дам НКО провести, к примеру, 30 мероприятий в год, то у меня появятся конкретные преференции у местной администрации, в том числе, и связанные с местным бюджетом. Или бизнес-структура поддержала 30 социальных мероприятий деньгами или подарками, также получила преференции у государства в выполнении определенных заказов. Причем правила должны быть четкие, понятные и единые для всех.
Вся эта деятельность, утверждает Александр АЙГИСТОВ, должна безоговорочно освещаться на портале органа власти. Это и есть реальное взаимодействие власти и общества, а не как порой бывает -лозунговая болтовня собранной вместе общественности, от которой никому ни холодно, ни жарко, одним стыдно, а другим обидно, потому что они не понимают, почему их для чего-то используют, и возникает вопрос: за кого и для чего они когда-то голосовали.
И последнее, четвертое - образовательная поддержка.
Безусловно, нашим организациям нужно в профессиональном смысле учиться, учиться и еще раз - учиться. И государство тоже должно выстроить новую систему обучения, чтобы в будущем профессионал от третьего сектора мог бы посоревноваться с успешными топ-менеджерами крупных компаний. То есть, еще раз скажу, по сути, необходима перестройка всей образовательной системы для представителей некоммерческих организаций.
Конечно, российские ВУЗы уже стали готовить таких специалистов, но что-то пока революционных преобразований не видно, а образовательная программа, как правило, выстроена по надуманным лекалам. Да и преподаватели - кто? Они что, успешные профессионалы НКО, добившиеся как финансовых, так и общественно-политических результатов? В этом тоже - серьезный вопрос.
В заключение своего комментария, Александр АЙГИСТОВ подчеркнул, что некоммерческие организации по своим управленческим компетенциям и образовательному уровню находятся только в начале пути, но если все модели, о которых мы говорим на Съезде, не применять в жизни, пока еще все-таки слабые нити, связывающие власть и гражданское общество, могут так и не превратиться в толстые канаты и в неразвязываемые узлы!
Поддерживая и анализируя позицию председателя Президиума Общероссийского совета некоммерческих организаций, связанную с нехваткой квалифицированных кадров в НКО, делегаты Съезда пришли к выводу о необходимости создания отечественной грантовой программы, направленной на повышение квалификации работников некоммерческой сферы.
В обсуждении вопросов государственной поддержки некоммерческого сектора и проблем социального проектирования приняли участие: вице-президент Союза конституционалистов, председатель Совета Ассоциации политических экспертов и консультантов Алексей КУЗЬМИН, главный редактор журнала "Государство и право", директор Центра сравнительного права факультета права НИУ ВШЭ, личный представитель председателя ОБСЕ Алексей АВТОНОМОВ, доцент Дуального университета Баден-Вюрттенберга, заместитель председателя Правления Общества ИКаРуС - Межкультурная коммуникация и русский язык (ФРГ) Екатерина КУДРЯВЦЕВА (пленарный интерактивный семинар по российским и международным грантам), главный научный сотрудник Института социологии РАН Ирина ГАВРИЛОВА, директор Музея истории кадетства Николай АНТИПОВ, директор Института общественного служения Олег РЕШЕТНИКОВ, вице-президент Национальной ассоциации благотворительных организаций Нодари ХАНАНАШВИЛИ (пленарный интерактивный семинар по социальному проектированию), член Общественной палаты РФ Виктор ЗАБОЛОЦКИЙ (г. Ханты-Мансийск) и др.
Также, высказывая мнения у Открытой трибуны Съезда, делегаты еще раз обратили внимание на фактическое отсутствие обратной связи между грантооператором и грантозаявителем. В частности, было неоднократно зафиксировано, что комиссии по распределению грантов в спорных вопросах самостоятельно принимают решение о снижении суммы или отказе НКО в получении субсидии, не задав при этом уточняющие вопросы самой некоммерческой организации. Предлагается по результатам проведения второго этапа конкурса определять перечень проектов, по которым планируется снижение суммы, и вызывать грантозаявителей для ответов на вопросы членов комиссии. Данная мера, по мнению делегатов, позволит уменьшить непонимание со стороны НКО, вызванную этим агрессию, а также обеспечить открытость работы грантовых комиссий и существенно снизить количество ошибочно принятых решений.
На Съезде вновь звучали предложения внести изменения в подходы к разработке критериев оценки грантовых заявок. По мнению делегатов, в настоящее время критерии, по которым оцениваются грантовые проекты, являются недостаточно четкими и не могут комплексно охарактеризовать социально значимый проект. В связи с этим, предлагается расширить направления для оценки проектов такими позициями, как проработанность вопроса обеспечения финансовой устойчивости проекта по окончании срока грантовой поддержки (будущая самоокупаемость социально значимого проекта), тиражируемость и распространение опыта по реализации проекта среди других некоммерческих организаций.
Делегаты крайне обеспокоены также тем фактом, что до сих пор в соответствии с конкурсными регламентами грантозаявители не имеют возможности получить информацию грантооператора о том, почему их проект не прошел конкурс. Из-за отсутствия подобной информации некоммерческие организации не могут качественно улучшить свои проекты. В связи с этим делегаты рекомендуют грантооператорам предусмотреть рассылку писем некоммерческим организациям, подавшим проект на конкурс и не получившим субсидию, с разъяснением того, по каким причинам их проект не получил грант, а также содержащих рекомендации по совершенствованию проекта. Очевидно, данная мера повысит нагрузку на грантооператоров, поэтому делегаты рекомендуют в будущем увеличить объем средств, выделяемых на деятельность устроителей конкурсов и привлеченных экспертов.
Делегаты констатировали, что грантооператоры, по сути, держат круговую оборону по вопросу обратной связи, обосновывая ее отсутствие дополнительным непосильным трудом экспертов, дополнительным финансированием работ, связанных с рецензией на проект, а также тем, что государственная поддержка "есть манна небесная", государство само выбирает грантополучателей и не обязано ни перед кем отчитываться.
Однако, подавляющее большинство делегатов утверждает, что такая позиция грантооператоров - это негосударственный подход, т.к. при этом уровень профессиональных компетенций у НКО-грантозаявителя останется тем же, а эксперту нужно будет снова читать те же непрошедшие заявки, подаваемые НКО на следующий, а потом на следующий и вновь на следующий год:
Делегаты - представители субъектов РФ, как и в прошлый год, повторно предложили рассмотреть вопрос о проведении конкурсов на предоставление грантов, распределив сумму финансирования по федеральным округам с учетом количества жителей и активно действующих НКО.
В рамках V Съезда некоммерческих организаций России также состоялся Третий Всероссийский форум "Инфо=ОБЩЕСТВО 2013: государственные сервисы информационного общества и электронной демократии - некоммерческому сектору страны. Безопасность в условиях открытости".
Проблематика Форума была связана с вопросами реализации государственной политики в сфере развития информационного общества и государственной социальной политики, увеличения социального эффекта от "электронного правительства", обеспечения национальной информационной безопасности, взаимодействия граждан и власти с помощью информационно-коммуникационных технологий и инструментов электронной демократии.
С докладами на пленарном заседании Форума выступили: начальник отдела электронного правительства Департамента информационных технологий и связи Правительства РФ Сергей СЕДОЙКИН, советник министра вязи и массовых коммуникаций РФ Дмитрий САТИН, руководитель Дирекции по информационным технологиям Аналитического центра при Правительстве РФ Алексей ХРОМОВ, председатель Союза защитников информации Александр БРАЖНИКОВ, министр информационных технологий и связи Хабаровского края Павел УВАРОВ, генеральный директор Центра исследования безопасности информационных технологий Олег ИВАНОВ, директор Департамента информатизации Тюменской области Александр АЛБЫЧЕВ, председатель Правления Фонда содействия развитию технологий и инфраструктуры сети Интернет Дмитрий БУРКОВ, генеральный директор компании "Импульс ИВЦ" Евгений НОВАК, директор Департамента информатизации и связи Ярославской области Эдуард ЛЫСЕНКО, директор по развитию Национального инновационного центра Владимир ЗЫКОВ, руководитель проекта "Открытые данные" Департамента информационных технологий Правительства Москвы Иван ФОСТ и др.
Мероприятие завершилось торжественным вручением специальных дипломов "За вклад в развитие информационного общества в Российской Федерации" лучшим руководителям профильных структур в российских регионах, добившихся выдающихся результатов по привлечению некоммерческого сектора и граждан к активной жизни в информационном обществе, их профессиональному присутствию в электронном пространстве, пользованию государственными электронными услугами и сервисами электронной демократии, массовому обучению компьютерной и медиа- грамотности и интернет-коммуникациям.
Высоких наград в 2014 году удостоены: заместитель председателя Правительства Республики Северная Осетия - Алания Леонид КЕСЕЛЬБРЕНЕР, директор Департамента информатизации Тюменской области Александр АЛБЫЧЕВ, главный научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Ольга ВЕРШИНСКАЯ, директор Департамента информатизации и связи Ярославской области Эдуард ЛЫСЕНКО, экс-глава Департамента информационных технологий и связи Кировской области Алексей ФЕДОРОВ, министр информационных технологий и связи Хабаровского края Павел УВАРОВ.
В рамках Съезда Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов также наградило пять передовых субъектов РФ в сфере повышения компьютерной грамотности населения, реализующих, поддержанный АСИ, проект Российского Агентства развития информационного общества (РАРИО) - "Тимуровцы информационного общества".
Почетных дипломов удостоены пять регионов России: Омская область, Ярославская область, Тюменская область, Республика Саха (Якутия) и Хабаровский край.
Дипломы Агентства стратегических инициатив вручила представителям высшего руководства награжденных субъектов РФ руководитель департамента поддержки проектов направления "Социальные проекты" АСИ Надежда СМИРНОВА. Представитель руководства АСИ сообщила, что еще в 2012 году Агентством было принято решение о поддержке проекта Российского Агентства развития информационного общества (РАРИО) - Всероссийское детско-юношеское и молодежное тимуровское движение по направлению "Тимуровцы информационного общества". АСИ на протяжении двух лет оказывало поддержку в тиражировании и распространении опыта проекта на территории отдельных субъектов РФ. В 2015 году проект "Тимуровцы информационного общества" планируется вынести на рассмотрение в рамках заседания Наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив, председателем которого является Президент РФ Владимир ПУТИН.
В торжественной церемонии также приняли участие: руководитель Администрации президента и правительства Республики Саха (Якутия) Юрий КУПРИЯНОВ, начальник Главного управления информационных технологий и связи Ольга ИЛЮТИКОВА, полномочный представитель Российского Агентства развития информационного общества (РАРИО) в Сибирском федеральном округе Ольга КРЫММ, полномочный представитель Российского Агентства развития информационного общества (РАРИО) в Республике Саха (Якутия) Джемма КИПРИЯНОВА и др.
В рамках Съезда также состоялось награждение победителей Международного конкурса "ВиртуалиЯ", организованного при поддержке Российского Агентства развития информационного общества (РАРИО) и Общероссийского совета некоммерческих организаций, в рамках которого дети из 50 стран со всех континентов присылали свои рисунки на тему, какой они хотят видеть Россию и "русский мир" в глобальном информационном поле (сети Интернет). На награждение прибыли победители из Великобритании, Украины, ФРГ, Белоруссии и других стран.
Кульминацией конгрессной части Съезда стало расширенное заседание президиума Общероссийского совета некоммерческих организаций (Совета Съезда).
На заседании были обсуждены организационные вопросы работы Совета, избраны новые члены Президиума Совета, а также назначены полномочные представители в некоторых субъектах РФ, делегированы особые полномочия по назначению и досрочному прекращению полномочий полномочных представителей Совета - председателю президиума Совета. Дополнительно были рассмотрены вопросы совершенствования механизмов государственной поддержки некоммерческих организаций, были сделаны предложения в Итоговую резолюцию Съезда.
Напомним, что Общероссийский совет некоммерческих организаций создан в 2012 году по инициативе делегатов III Съезда некоммерческих организаций России, как общественный орган, постоянно действующий между ежегодными Съездами некоммерческих организаций России. Совет включает в себя президиум и бюро президиума. Члены президиума Совета являются полномочными представителями (по одному в каждом субъекте РФ) и представителями Совета в субъектах РФ. Членами Совета являются делегаты (персоналии и организации) Съездов некоммерческих организаций России всех созывов.
Основная задача Совета - ведение через членов президиума Совета - полномочных представителей Совета и представителей Совета в субъектах РФ и на федеральном уровне постоянной работы по выполнению итоговых резолюций ежегодных Съездов некоммерческих организаций России. Каждый член президиума Совета, являющийся полномочным представителем Совета в субъекте РФ, обязан информировать руководство региона о консолидированной позиции делегатов Съезда по основным вопросам социально-экономического развития, а также об основных трендах некоммерческого сектора; осуществлять представительские функции и организационно-техническое содействие в выполнении итоговой резолюции Съезда в своем субъекте РФ, проводить соответствующие мероприятия.
По завершении расширенного заседания президиума Совета для иногородних делегатов Съезда состоялась трехчасовая автобусная экскурсия по историческим местам столицы России, организованной Благотворительным фондом "Мир-Детям" и проведенной его руководителем - Софьей САВЕЛОВОЙ.
Среди мероприятий Съезда были запланированы и успешно организованы различные дискуссионные площадки на ключевые темы деятельности НКО. Состоялись круглые столы по организации общественного контроля, эффективности выполнения грантовых программ и проектов, реформирования общественных советов при органах власти, а также взаимодействия власти и общества в целях противодействия коррупции.
Делегаты Съезда также приняли активное участие в образовательных семинарах и мастер-классах по вопросам участия НКО в государственных закупках, методам и формам нефинансовой поддержки НКО, основам социального маркетинга, социальному предпринимательству, контролю качества оказания социальных услуг НКО, информационным технологиям для некоммерческого сектора, по спонсорству и краудфандингу.
Финальным аккордом съездовских мероприятий стало посещение активистами и партнерами Съезда Государственного академического Большого театра России (ГАБТ России) и участие делегации Съезда в презентации общественно-патриотического и просветительского проекта "МЫ РОДОМ ИЗ РОССИИ", которая завершилась праздничным концертом мастеров национального и классического искусства Российской Федерации.
Организационный комитет Съезда выражает благодарность за помощь и поддержку в подготовке и проведении мероприятий Фонду региональных социальных программ "Наше будущее", Российской государственной библиотеке, Союзу защитников информации, Лаборатории Касперского, Региональному сетевому информационному центру RU-CENTER, университетам: МЭСИ, МГГУ им. М.А. Шолохова, Общественному совету информационного развития "Росинформразвитие", Общественной палате города Москвы, Оренбургской региональной национально-культурной чувашской автономии, компании "Инфозащита", компании "Импульс-ИВЦ", компании Dolphins-IT, Национальному инновационному центру, Центру исследования безопасности информационных технологий, Якутскому благотворительному фонду "Харысхал" (Милосердие), Центру духовного развития, Группе компаний "Информ Девелопмент".
Особая признательность информационным партнёрам Съезда - Российской газете, Независимой газете, Известиям, Парламентской газете, РИА "ФедералПресс", телеканалам: Россия, Россия 24, НТВ, РЕН ТВ, Просвещение, Дождь.
Планируется, что Итоговая резолюция Съезда будет утверждена делегатами не позднее конца января 2015 года, пройдя обязательное предварительное обсуждение в онлайн режиме.
Следующий, VI Съезд некоммерческих организаций России предварительно запланирован на 1-4 декабря 2015 года, причем 30 ноября по предложению делегатов Съезда может стать "предварительным" клубным днем, когда представители разных регионов РФ расскажут друг другу о своих проектах, поделятся опытом и найдут единомышленников.